Анатолий Тукиш, народный артист РФ: «Бог и сейчас сам решит, как все будет!»
Интервью Анатолия Тукиша.
Автор интервью: Маргарита Подгородова.
«Ни ночью темной, и ни при свете дня, не покидай, не покидай меня! Пусть все исчезнет, и все уйдут друзья, не покидай, мне без тебя нельзя!» Вы помните прекрасную фильм-сказку Леонида Нечаева, в котором звучит эта песня? Сказку про принца-инкогнито, про того, кто и сам не знает, что он истинный принц. Признаюсь, фильм «Не покидай» — один из моих самых любимых с детства фильмов. А голос, исполняющий эту и все остальные песни этой сказки? Разве можно забыть этот голос? Конечно нет! Сколько я себя помню, я всегда мечтала познакомиться с тем, кто тогда, в детстве, перевернул мою душу своим пением, задев самую тонкую ее струну. И Бог услышал меня! Представляю Вашему вниманию интервью с этим Артистом, Артистом с Большой буквы. Мы беседуем с Анатолием Тукишем, заслуженным артистом РФ. Беседуем о жизни, о судьбе, о творчестве.
— Расскажите о том, как начинался Ваш творческий путь.
— Мой творческий путь прошел, или проходит еще по законам эволюционной траектории Дарвина – от бессознательного к совершенному. Я начал свое творчество еще в детском садике в 5 лет. Пел песенку,которую запомнил на всю жизнь, про незадачливого рыболова-любителя: «С утра сидит на озере любитель-рыболов.Сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов…» Почти,как у мистера «тро-ло-ло» Эдуарда Хиля! Далее в школе меня выделил из хоровой массы преподаватель музыки Григорий Максимович Богданов. Показал вырезку из газеты с портретом Робертино Лоретти, и стал лепить меня по образу и подобию. Так в мой репертуар вошли неаполитанские «нетленки» «О соле мио»(Мое солнышко), «Вернись в Сорренто», «Санта Лючия», из родных шедевров «Вижу чудное приволье», «Белеет парус одинокий», «Коробейники», «Гори,гори, моя звезда». Я не понимал тогда, зачем должен умереть, чтобы над моей могилою сияла звезда. Но, понимаю теперь, что и стало началом становления моего сознания.
— Ваше творчество взрослело вместе с Вами?
— Да, можно сказать, что взрослые тексты моих песен внесли в мое детское бессознательное вирус сознательного поиска ответов на вопросы жизни. Я стал искать их в книжках,читал разную литературу, отдавая предпочтение фантастике А. Беляева, историческим триллерам В. Скотта, М. Рида, детективам Л. Шейнина и А. Конан-Дойля, заглянул в романтический мир Мопассана, и когда оторвал взор от книжных страниц, оглядевшись по сторонам, понял ответы на некоторые вопросы. Понял так же, что и песенки могу петь уже не только о любви к природе, но и к девушке и матери-родине. Так в мой репертуар вошли песни о героях мужественных профессий, о величии и красоте родного края, о крепкой дружбе братских народов нашей великой родины с ее вековыми традициями. И во все это я искренне верил, и пел искренне и сознательно.
— С какого возраста Вы начали трудовую деятельность?
— С 14 лет я начал трудовую деятельность на одном из заводов г. Великие Луки Псковской области. Работал в деревообрабатывающем цехе днем, а вечера разрывал между вечерней школой и рестораном. Я пою уже 46 лет. Одновременно с началом моей работы на заводе, я начал петь в ресторанах. В школе я повышал свой образовательный уровень, а в ресторане получал вокальный опыт. К этому опыту добавился и другой, когда меня пригласили петь в клубе строителей на танцах. Так я научился петь тексты на ломаных иностранных языках, снятых на слух с некачественных записей. Так я познал мир советской эстрадной песни.
— Это был Ваш сознательный выбор – избрать профессию вокалиста?
— В детские годы я мечтал стать морским капитаном, очевидно потому, что мой отец (по рассказам мамы, и по его рисункам в письмах), был матросом. Этот факт подтверждался фотографией на подаренной им деревянной (ручной работы) шкатулке. На внутренней стороне крышки красовались молодые и счастливые лица – девушки и морячка. Это и были мои отец с матерью.
Пока я знал, что папа находится «в длительной служебной командировке», я ждал его, и мечтал пойти с ним в море. Когда же подрос, и узнал правду о другой стороне жизни отца, понял, что морячком уже быть не буду, как и летчиком, и другими странствующими рыцарями. Я в то время зачитывался детективной литературой, разгадывая все ребусы, созданные авторами, раньше, чем это описывали авторы. Я понял, что буду оперуполномоченным в угрозыске, либо разведчиком. Тренировал память, запоминая сразу несколько автомобильных номеров, по слуху определял на телефонной станции, набираемый номер телефона, занимался спортивной подготовкой, словом, готовился к жизни настоящего мужчины. Про пение думал только, как о вспомогательном трюке во время работы под прикрытием (вдруг «братва мурку закажет»). Когда учился в классе седьмом, к нам в интернат пришли двое в штатском, беседовали с выбранными подростками, и уходя, обнадежили обещанием взять в разведшколу. Я попал на эти собеседования, и «прошел» до этого самого обещания быть принятым в «штирлицы» сразу по окончании школы. Так и жил надеждой и подготовкой. При этом продолжал учить новые песни, в основном патриотического содержания, серьезно считая, что песни «легкого» направления (о любви и дружбе) попросту отнимают время, и отвлекают от поставленных самим собой задач. Но именно песни о Родине, о Великой войне, о героях войны, и приносили мне победу в конкурсах. Эта тематика была востребованной руководителями страны. А я верил искренне, как и многие провинциальные юноши того времени, в чистоту идей и намерений наших вождей. Вступил из пионеров в комсомольцы, и стал учить уже комсомольские песни о новостройках страны, о бескрайних просторах моей любимой Родины.. Открыл для себя известные всем имена Александры Пахмутовой, Сергея Добронравова, Вениамина Баснера, Иосифа Кобзона, Юрия Гуляева, Евгения Птичкина, Муслима Магомаева, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Мансура Ташматова, Оскара Фельцмана, Марка Фрадкина, Яна Френкеля, Марка Бернеса, Андрея Вознесенского, Владимира Трошина, и многих , многих других замечательных авторов и исполнителей главных песен нашей эпохи.
Когда пришла пора служить Родине, я охотно принял этот дар Божий, так как был готов к нему и морально, и физически. Думал, что попаду все-таки на флот (срок службы был на год больше), но попал в связь, что в принципе каким-то боком граничило с принципами «шпионской» деятельности. Мне так хотелось думать и надеяться. Два года пролетели быстро, как песня…За эти два года я научился азам работы связиста — копать траншеи от забора до заката, разгружать вагоны со щебенкой, и красноречию (по телефону и без ) с девушками…Плюс — победа в конкурсе песен «Волховские зори-74» (г. Новгород) в составе ВИА «Горизонт».
— Расскажите еще о конкурсах, в которых Вы участвовали в то время?
— Да, все же главным опытом я считал исполнение конкурсных песен о солдатском подвиге, о трудовых подвигах соотечественников. Бог песни отблагодарил меня ежегодными победами в этих конкурсах на городском и областном уровне. Григория Максимовича уже не было рядом, и пришлось пробивать себе туннель к зрительскому свету самому. Как раз у друзей появились телеки черно-белые, в которых показывали голубые огоньки (до сих пор не пойму, почему голубые, если телевизор черно-белый).
— Каких исполнителей Вы считаете своими учителями?
— Слушал Г. Отса, И. Кобзона, Т. Мяги, Я. Йоаллу, Н. Сличенко, В. Атлантова, Г. Васильева, слушал и учился. Учился формировать палитру голосового тембра. Но основным двигателем моего творческого развития стал кумир и учитель на все времена М.М.Магомаев, поразивший меня своим элегантным обаянием и рыцарской энергетикой. Я увлекся исполнением песен его репертуара, стал пытаться петь арии из опер и мюзиклов. На срочной службе в армии меня наградил командир части внеочередным отпуском домой после полугода службы за исполнение песни «Вдоль по Питерской».Однако на конкурсе песни «Волховские зори» в новгородской области жюри единогласно отстранило меня от дальнейшего пробега за слепое подражание М. Магомаеву. А теперь времена поменялись на 180 градусов. Теперь наиболее правдивый подражатель-вокалист считается героем сцены. Это прекрасно для памяти великого артиста, но чревато для самих исполнителей..Почти все баритоны страны запели репертуар Муслима Магометовича, забыв о том, что это он сделал эти песни вечными, своим талантом, своим сердцем и душой. Извлекать звук и произносить авторский текст еще не достаточно. Желательно осознать и пережить авторский замысел. А если еще и добавить свой жизненный опыт и интеллект, тогда все смогут стать счастливыми- и авторы, и редакторы, и слушатели, и сам исполнитель.
— Как сложился Ваш жизненный путь после срочной службы?
— После срочной службы я вернулся в родной город и продолжил работать на заводе, петь в заводской самодеятельности, участвовать в конкурсах и приносить победные дипломы профкому и себе. Вечера по-прежнему принадлежали танцполу,как теперь модно говорить, и дополнительному заработку. Свадьбы, юбилеи и прочие торжества по-прежнему были школой жизненного и творческого роста. В 1979 году мне предложили послужить в вооруженных силах страны за воинскую зарплату. Я вписался в этот этап моей жизни, с целью поменять окружающую действительность. К этому времени я был уже женат на красивой, умной и доброй девушке Алине из моего города, у нас был уже сын Роман. И я был уже не просто кабацкий лабух, но глава семейного гнезда. Как и всем молодым людям,нам хотелось независимости от родителей и друзей… Поэтому мы и решились на наш выбор. В Самарканде пол года я приобретал новый опыт- опыт начальника радио-пеленгатора ВВС. Однако песня и здесь нашла меня,и схватила за ребро. Посчастливилось поработать на одной сцене с группой «Ялла». Затем служба в авиационном городке Германии. По субботам танцы для офицерского состава и их семей, поддержание боевого духа у личного состава с помощью героических песен…И так до перевода из авиации в ансамбль песни и танца 3-й ударной армии в Магдебурге. Снова песня, новые друзья, новый опыт. С педагогом-репетитором Лорой Гуменной стал готовить теноровый репертуар для поступления в «гнесинку». Понравилось,втянулся серьезно, и даже грезил об оперной сцене. Как дополнительное учебное пособие использовал два виниловых диска-с ариями из опери романсами Константина Плужникова и Пласидо Доминго. У сослуживцев по ансамблю слушал записи Э. Карузо, М. Ланца, Н. Гедды, И. Козловского, С. Лемешева. Слушал и набирал новые краски в голосовую палитру… В «гнесинку» не поступил (мало опыта и отсутствие нотной грамоты) с первого раза. Во второй раз меня пригласил на свой курс И.Д.Кобзон, но столичные «реформаторы» от вуза попросили меня уступить место более «подготовленному» абитуриенту.
— Какое решение Вы тогда приняли?
— Я поступил,как подсказал Бог. Уступил место и уехал в Ленинград. Из немецкой командировки приехал осваивать культурную столицу, как и это теперь модно говорить. Задержался на полжизни. Ленинград стал уже Петербургом, а я заслуженным артистом России, солистом «Ленконцерта» (с 1984 по 1987) мюзик-холла (с 1987 по 2009), солистом театра музыкальной комедии и, наконец, льготным пенсионером.Однако, жизнь продолжается. Песня тоже.
— Расскажите о том, как и когда Вы почувствовали себя знаменитым?
— В 1986 году стал лауреатом последнего всероссийского конкурса исполнителей советской эстрадной песни «Сочи-86» (2-я премия). Там и познакомился с московскими композиторами, с редакторами радио «Маяк». Испытал приятное чувство гордости,когда в открытых окнах городов страны, во время гастролей с ансамблем «Белые ночи», слышал песни в своем исполнении, звучавшие по «маяку». Совершил очередные попытки поступления в Ленинградскую консерваторию, закончившиеся неудачей, и успокоился, поверив в то, что так угодно Богу.Поступил в Театральную академию, (тогда еще ЛГИТМИК), и закончил,как режиссер эстрады. Новые ощущения, безусловно, новый опыт. Учился заочно, контрольные писал на гастролях с мюзик-холлом в Японии, Америке,Югославии, Германии, Перу, Кубе. Приобретенный опыт пригодился пока только один раз, когда поставил мюзикл «Пожарные любви» композитора Олега Кваши и поэта Валерия Костина по заказу администрации адмиралтейского района Питера. В 1989 году по приглашению Евгения Павловича Крылатова приехал в столицу, забежал на «Мосфильм», и записал за смену четыре песенки к кинофильму Леонида Нечаева «Не покидай» Получил гонорар, уехал домой, и забыл про этот опыт с кинематографом. Позже этот опыт повторился несколько раз. Я честно и самозабвенно готовился к съемкам в нескольких популярных сериалах, учил по ночам тексты, уверенно и убедительно (со слов режиссеров) работал на съемочных площадках, но через пару минут меня убивали, перекрывая тем самым кислород на участие в продолжении.
— Сколько песен в Вашем репертуаре?
— Завремя, прожитое в Ленинграде, впоследствии — Петербурге я записал и напел более 500 песен питерских, российских и зарубежных авторов, которые увековечил в альбомы, всего – 23 альбома. Горжусь работами с Александром Лыгуном (песни на стихи С.Есенина), с Борисом Богдановым (песни на стихи Бориса Родина и В. Скворцова), Владимиром Марковским (песни на стихи Варлама Шаламова и В.Скворцова), с Андреем Московым( песни на стихи Н.Московой), с Юрием Затыкиным (автором музыки и стихов)
с Артуром Горбенко ( песни на стихи Андрея Шутко)с Михаилом Бондарчиком ( песни на стихи Александра Ерофеева и Влада Чупахина) Словом, жизнь удалась! Совсем недавно (в декабре прошлого года) отыграл «электрический» концерт с группой «FreeЛансеры» (свободные художники), в котором звучали рок, блюз, шансон, рок-энд-рольные композиции питерских авторов на сцене родного мюзик-холла. Вроде прошло нормально, судя по откликам зрителей и коллег по цеху. Теперь репетирую с акустическим секстетом Михаила Лихачева новую (филармоническую) программу. В феврале (ко дню влюбленных) я выступал с сольной программой песен и романсов о любви. Программа так и названа «О любви немало песен….» Ну, а март – это мой юбилейный месяц. 21-го марта свершится мое шестидесятилетие! Подумать только! В детстве я не видел линии этого горизонта… А она меня, наверное, видела, раз дошла до меня. Вот и новые хлопоты в связи с этим. Подготовка программы, подготовка друзей-артистов, подготовка зрителя, инвесторов, администрации. Но, уверен, Бог и сейчас сам решит, как все будет!
Предлагаем Вам прослушать несколько замечательных композиций, в исполнении Анатолия Тукиша:
«Надежда».
«Не покидай».
«Песня о волшебной розе».
«Поет — Анатолий Тукиш».
«Прощальная песня Патрика».
Читала и слушала уже не одно интервью с Анатолием Тукишем. Вроде и вопросы задаются интересные, и из ответов что-то новое узнаёшь, а удовлетворения не чувствуешь. Наверное это происходит от того, что каждый раз жалею о потраченных годах на то, что может любой другой (работа на заводе, служба в Германии и пр.) и недооценка уникального голоса как самим певцом, так и окружающими. Голоса от Бога!
Сейчас очень много более молодых певцов выходит на
сцену с гораздо большей уверенностью в своих возможностях, хотя чаще всего им не хватает не только умения, но и природных данных (не буду называть фамилии двух лауреатов конкурсов, тем более что и исполнение их назвать плохим нельзя, но до Тукиша им далеко). Обидно за нашу «Культурную столицу», до сих пор не добившуюся для такого незаурядного артиста звания народного.
Слушаю твои песни еще до начала твоего творческого пути которые звучали под обыкновенную гитару и школьный пионерский барабан. Это было давно но твои песни постоянно звучат в нашем доме. Спасибо тебе Брат что посей день радуешь нас своим творчеством! Больше удачь тебе и побед огромных!
Спасибо, Маргарита! Очень содержательный и объективный материал! Я перечитал три раза уже! И хочется еще читать и гордиться нашей дружбой! Низкий поклон вашим коллегам и семье! Жду Вас на своем «Втором плане» в Питере!
Лет до 100 расти
Тебе без старости!
Добрый вечер Анатолий! Вас беспокоит замполит отряда Ореховского, Фендрикова и эскадрильи Лаппо Федора, Галашин Александр Иванович. О вас мне сказал прапорщик Кирюшин, что пели в художественной самодеятельности в Пархиме, какие годы Вы служили и в каком отряде, ведь их было два, где замполитом был Валера Кузнецов. И вот прошли годы и Вы Народный артист — просматривая все фильмы где Вы играли мне Ваше лицо знакомым было — но не придавал значения, а вот Кирюшин поставил точки над и. Я служил там 78-83 и художественная самодеятельность в 2 отрядах думаю неплохо смотрелась ибо полковые порой нам уступали. Неплохое время было. По сравнению с Вашей судьбой я не стал генералом, но честно отпахал 29 календарей и с выслугой 46, налетав 4000 часов, освоив 5 типов вертолетов ушел на пенсион. С супругой проживаем в Екатеринбурге, пенсионерим, старшая дочь Виктория концертмейстер в оперном театре с мужем оперным певцом Решетниковым Андреем- собираются к Вам. Так что вам творческих успехов и здоровья побольше и удачи.