Рассуждения о смертной казни (А. И. Осипов).

Как Святые Отцы относились к смертной казни…

В этой статье приводится объяснение Алексея Ильича Осипова, советского и российско православного богослова, педагога и публициста, доктора богословия, православного взгляда на то, как относится православная Церковь к наличию в законодательстве страны смертной казни, вопроса, который был задан ему на одной из общественных лекций, вопроса, вокруг которого сегодня идут нешуточные дискуссии и споры, в том числе, и среди православных граждан нашей страны. Итак, может ли иметь место в государстве смертная казнь, и каково отношение к этому Святых Отцов?  

Алексей Ильич утверждает, что история Церкви говорит о том, что никогда не было у Святых Отцов возражений против смертной казни. У них было другое — они имели возможность просить о смягчении приговора. И они делали это. Например, наши русские патриархи обращались к царю с так называемым печалованием, то есть заступничеством, просили смягчить казнь человеку. Но сама смертная казнь никогда не рассматривалась, как то, чего, в принципе, не может быть. Когда Чикатило какой-нибудь свирепствует, то что остается для такого человека, который уже потерял человеческий образ?

По мнению профессора, единственное, чего бояться злейшие преступники – это смертной казни. Если бы только, как это раньше делали на Руси, когда казни были публичными (вспомним четвертование Степана Разина или Емельяна Пугачева), скольких людей можно было бы удержать от преступлений!

 Смертная казнь была всегда. Естественно, что ее нужно применять очень осторожно, только в самых крайних случаях. Но она всегда рассматривалась, как совершенно необходимое средство в социальной этике, в общественной этике, ибо, жертвуя одного негодяя, мы спасаем множество людей не только потенциальных жертв, но и тех, кто стоит на грани преступления. Как уже говорилось выше, единственный сдерживающий преступника фактор – это боязнь смертной казни. Больше таким фактором ничто не является. Почему? Потому что преступник надеяться, в том  случае, если будет схвачен,  на амнистию, на возможность побега, на залог, на выкуп, на государственный переворот – на все, что угодно. По-настоящему боится он только смертной казни.

По опросам социологов, большинство населения России и Украины выступает за смертную казнь, в качестве наказания  бесчеловечных преступников.

Да ошибки могут случаться. Но этот факт – не резон для отмены смертной казни, как таковой. Социальная этика требует жестких наказаний.

Говоря о смертной казни, нельзя не сказать еще об одном моменте. Приговоренному к смерти человеку дается время, никогда никто не приводит смертный приговор в исполнение быстро. Преступнику дается возможность подумать о смысле своей жизни, которой пришел конец. История знает множество примеров раскаяния преступников, которые умирали, как праведные разбойники, осознавая и принимая тот факт, что они достойное по своим делам получают.

Алексей Ильич приводит следующий пример: «Вспомните, как умирал Степан Разин! Когда читаешь об этом – по-настоящему изумляешься!..»

Никогда  в истории не вставал вопрос целесообразности смертной казни. Он встал сейчас. И, в первую очередь – на Западе. Причем, интересно, что в США, стране, которая считается флагманом Запада, смертная казнь не отменена.  Она отменена в Европе. А Россия, к сожалению, подчас, повторяет за Европой, — подытожил Алексей Ильич.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *